joy_for_ever (joy_for_ever) wrote,
joy_for_ever
joy_for_ever

Categories:

18 февраля 2013 г. 80 лет Олегу Дмитриевичу Берлеву

Оригинал взят у banshur69 в 18 февраля 2013 г. 80 лет Олегу Дмитриевичу Берлеву
Его работы и библиография:
http://www.egyptology.ru/berlev.htm
Мое о нем:
http://www.egyptology.ru/history/Berlev.html
http://banshur69.livejournal.com/38680.html?thread=174872

Когда мы познакомились, он ходил в демисезонном пальто жуткого оранжевого цвета в черную полоску, и по идее должен был напоминать прохожим тигра. Но, будучи весьма близоруким и стесняясь надевать очки, он сильно щурился и неуверенно смотрел по сторонам. Походка его на улице была несмелой, в открытом пространстве он чувствовал себя не очень уверенно. Зато когда приходили в институт, он снимал пальто в гардеробе, снимал кепку - и мигом оказывался строго глядящим, очень уверенным в себе месье в костюме сине-стального отлива, с таким же свитером под горло, с острым птичьим носом и с птичьей повадкой поворачивать голову вбок. Должно быть, еще более уверенно он чувствовал себя дома, где мог позволить себе одеваться и ходить как угодно.
У него жила в голове одна странная идея, которую по прошествии времени можно обнародовать. ОД был убежден в том, что античные историки знали о древнем Египте намного больше египтологов. Он несколько раз говорил мне, что если бы были собраны и изданы решительно все античные свидетельства о егИптянах, мы могли бы точно датировать многие события в истории Старого и Среднего царств. Поскольку переводов он не признавал, то требовал антологии в греческих и латинских оригиналах. Даже спрашивал у меня, нет ли на примете мальчиков-девочек с кафедры классической филологии, которые могли бы таковую антологию составить. Когда я спрашивал его, почему он так уверен в том, что античные народы могли хорошо знать историю египтян Старого царства, он отвечал, что они были ближе к ним во времени, контактировали с носителями традиции, и потому знали больше нашего... Впрочем, имелись и другие странные идеи, которые я пока обнародовать не буду.
Забавно вспоминать о том, что этот великий ученый не был лишен чувства зависти. Несколько раз он говорил, что наибольший вклад в египтологию вносят авторы египетских грамматик, что он давно чувствует недостаточность гардинеровской грамматики среднеегипетского языка и носит в голове много новых деталей и поправок. Однако, такой-то пишет грамматические статьи, ему можно, а на него в институте смотрят только как на историка, хотя ему хотелось бы и языком заняться... А поскольку, по его собственному ранжиру он, не написав ничего лингвистического, не внес наибольшего вклада, то он очень от этого страдал...
ОД отказался поддерживать связи с миром после истории с докторской диссертацией А.В. Эдакова. Он очень высоко ценил ее из-за прочитанного сложнейшего демотического текста, и говорил, что соискатель безусловно достоин докторской. Но остальные коллеги из сектора были категорически против защиты. Повод был смешной, но бивший их по самолюбию: в диссертации не процитирована статья такого-то и статья такой-то, а вместо этого в библиографии стоят статьи того, кого они все вместе не любят. ОД был настолько выше этого, что сперва вообще не понимал существо их претензий, а когда понял, - перестал иметь дело со всеми. Окончательно все решилось после его доклада, где упоминались персидские реалии. На него с радостью накинулись, перечисляя ошибки в использовании иранских текстов. Он был крайне расстроен, и ночью у него случился сердечный приступ, после которого с января 1994 г. Алла Ивановна не пустила его на работу, закрыв от всех, подпуская к телефону несколько раз в году и самолично получая корреспонденцию мужа в институте (она и сама к тому времени давно уже была вне сектора).
Больше всего в последние годы ОД гордился тем, что ему удалось установить по погребальным пеленам дату захвата Египта ассирийцами и прояснить вопрос о конце династии Рамессидов в XI в. Его доклад на последнюю тему был сделан в институте, но он его не записал.
Я никогда не говорил с ним о диссертации Шэхаб ад-Дин по египетским автобиографиям вельмож Старого царства. Точнее, не говорил об авторстве. Но сам он очень гордился тем, что получилось, и дал мне почитать готовую диссертацию с огромным томом приложений. Теперь оказывается, что это его собственная монография, написанная в страхе перед египетским консульством: ОД боялся и за себя, что он не выполнит функций научного руководителя, и за аспирантку, которая может пострадать из-за его плохого руководства.
Интересно, что за все время наших разговоров он ни разу не вспоминал имена отечественных египтологов. Только один раз назвал Струве, и то в связи с шумерской картотекой, которую он составлял для академика из-за безденежья. Дескать, после составления шумерских карточек для Струве мне было легко делать свою собственную картотеку по людям Среднего царства.

Subscribe

  • Казните меня, люди православные,

    за то что не знаю ссылку В.В.Струве в статье 1928 г. (Struwe W. Zur Geschichte Ägyptens der Spätzeit // Известия АН СССР. 7 серия. Отд. гум. наук.…

  • Закономерное

    Заслуженная оценка высокого профессионализма моего критика, за которую я не могу не быть признателен:…

  • "Их (=наши (: ) нравы"

    Некоторое непродолжительное время назад в Живом журнале banshur69 состоялся следующий обмен мнениями. Хозяин ЖЖ по впечатлениям от…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments