joy_for_ever (joy_for_ever) wrote,
joy_for_ever
joy_for_ever

Categories:
Пересмотрел "Хануссена" Иштвана Сабо. Не знаю, почему мне не особо понравилось в первый раз. Наблюдения, которые почти все наверняка где-нибудь кем-нибудь уже высказывались:

1. Сам Хануссен - очевидная "позитивная инверсия" Гитлера. Собственно, окончательно это обозначается в эпизоде с его фотографиями Хени Шталь, но намечается много раньше. В том, что в фильме он австриец из захолустья - не еврей, как на самом деле! В том, что он фронтовик и обретает свой дар после ранения в самом конце войны (для Гитлера, как известно, все тоже стало ясно в госпитале, где он лежал после отравления газами как раз во время революции; а вот исторический Хануссен не поймешь, воевал ли вообще). В эпизоде с судом в Карлсбаде, где он произносит речь в свою защиту, зажегшую публику (естественно, Мюнхенский процесс Гитлера). Во фразе, сказанной им после этого своему капитану-импресарио, о том, что толпа, как женщина, хочет, чтобы ею овладели.

Собственно говоря, можно точно сказать, какую чисто политическую идею ("как Гитлер") Хануссен фильма мог бы предложить людям, - идею единого "центральноевропейского дома", где было бы хорошо и австрийцам, и чехам, и венграм, и всем местным евреям; где потенциально могло быть хорошо именно маленькому человеку всех этих народов ("Полковник Редль" - на самом деле, просто история о таком маленьком человеке; а Сабо оказывается последним патриотом Монархии, в которой он видит этакий несостоявшийся Египет ХХ века, где простолюдины любили бы государя и с радостью бы ему служили, считай он их по-настоящему за людей и правь ими к общему благу). На суде Хануссен противопоставляет уют старой единой Центральной Европы послевоенному хаосу, и люди готовы идти за ним именно в этот момент; только ему это ни к чему... И тут, кстати, инверсия в Хануссене Гитлера становится еще и геополитически точной: Гитлер, как известно, Монархию ненавидел и мыслил будущее "малой" Австрии только в пристегивании ее к прусскому объединению Германии и уж потом к тому, что из этого получится, Центральной Европы (собственно, лишь части ее). Таким образом, по мнению Сабо, была в начале ХХ века прекрасная политическая идея для Центральной Европы, и были люди, которые пошли бы за ней, если бы им кто-нибудь объяснил им про нее так же здорово, как Гитлер и Геббельс - про "кровь и почву". Не было только этого "кого-нибудь". Если бы был...

(Заодно становится ясно, почему Сабо сделал в фильме совершенно неузнаваемым внешне и по повадке Геббельса - "главу отдела пропаганды" нацистов. Геббельс, похожий в фильме на себя в реальности, противостоял бы Хануссену как "зажигатель" людей; а если Хануссен - инверсия именно Гитлера, даже все время остающегося за кадром, это было бы недопустимо.)

2. Время в фильме стянуто по сравнению с реальностью. Сабо его совсем не оставил между убийством Ратенау и инфляцией (1922-23), с одной стороны, и уже январем 1933-го и пожаром рейхстага - с другой. Заодно и по другим реалиям: Хени Шталь - дама-фотограф и кинорежиссер, близкая нацистам, - узнается сходу, а вот "граф Трантов-Вальдбах", знакомый Хануссену еще с фронта и у нацистов заправляющий структурой штурмовиков с какими-то разведывательно-полицейскими функциями, - видимо, исторический граф Гельдорф (заодно его убийство перемещено из 44-го в 33-й).

3. Как известно, Эрман написал статью Die Mahnworte eines ägyptischen Propheten в 1919 году, по горячим следам германской революции, примерно тогда же, когда Струве делал свои первые доклады по "Ипуверу". У Фейхтвангера Густав Опперман, бежав от нацистов, читает вслух своей бывшей жене, правда, не "Ипувера" - "Хахеперрасенеба". Занятно положить рядом режиссерский сценарий "Хануссена" (сцена выступления перед промышленниками и политиками) и "Речения Ипувера" и, пожалуй, "Неферти" с его рефреном "я вижу..." и сличить там и там "описания бедствий страны" с характерными конструкциями противопоставления ("Хануссен": "Я вижу: сто марок плывут по каналу - их выбросил оборванный нищий. Утром газета стоила сто тысяч марок, а к обеду - уже пятьсот. Тот, кто всю жизнь копил деньги, стал теперь нищим; а кто попроворнее, тот спекулирует, обманывает. Я вижу: толпа голодных, безработных и нищих стоит у ресторана; у них у всех истощенные лица, ненависть в глазах; они глядят на тех, кто сидит и ест, и те смущены... Вместо взорванного мира оказалась пустота, и в ней - потерявшие надежду старики и молодые"; А.Е. Демидчик к случаю заметил бы, что именно голодная безработная молодежь снесла Мемфисскую монархию в конце VIII династии!). Может, и не случайны эти strange affinities - Сабо дядя грамотный: кстати, во время сеанса Хануссена статуя Хора у него на сцене стоит.
Subscribe

  • Казните меня, люди православные,

    за то что не знаю ссылку В.В.Струве в статье 1928 г. (Struwe W. Zur Geschichte Ägyptens der Spätzeit // Известия АН СССР. 7 серия. Отд. гум. наук.…

  • Закономерное

    Заслуженная оценка высокого профессионализма моего критика, за которую я не могу не быть признателен:…

  • "Их (=наши (: ) нравы"

    Некоторое непродолжительное время назад в Живом журнале banshur69 состоялся следующий обмен мнениями. Хозяин ЖЖ по впечатлениям от…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments