joy_for_ever (joy_for_ever) wrote,
joy_for_ever
joy_for_ever

Categories:

Two parsons

Два странно схожих тематически фрагмента очень разных (мягко выражаясь) литературных произведений, дающих разные ответы примерно на один и тот же вопрос:


...Все это так отвратительно. Гитлера никогда не перестанешь ненавидеть, а тут еще эта черная гадость со свастикой... просто смотреть тошно!
- Дети этого не чувствуют, - сказал Дуглас Свон, складывая домино в аккуратные стопки.
- Да, наверно, - сказала Энн. - В этом смысле их неведение сбивает с толку. Я никогда не знаю, нужно их учить ненавидеть Гитлера или нет.
- Разумеется, нужно, - сказал Хью.
- А я сомневаюсь, - возразил Свон. - В мире и без того достаточно ненависти. Только любовь видит ясно. Ненависть видит все как в тумане. Ненавидя, мы не ведаем, что творим.
- Вы что же, предлагаете любить Гитлера? - спросил Хью. Свон его раздражал, хоть бы ушел поскорее!
- Не то чтобы любить, - сказал Свон. - Это для нашего поколения непосильная задача, разве что для святого. Но даже по отношению к Гитлеру возможно своего рода осознанное сострадание. Бессознательная ненависть - великое несчастье, ненависть же, искусственно вскормленная, - подлинное зло. Дети избавлены от той страшной потребности ненавидеть, которая выпала нам на долю. Лучше оставить их чистыми душой и почитать счастливыми.
- Не согласен, - сказал Хью. - Это вопрос практической политики. Вас послушать, так мы и в самом деле все святые. А в нашей жизни те, кто отказывается ненавидеть зло, неизбежно становятся его орудием. Ненависть - наша лучшая защита.

Айрис Мердок, "Дикая роза"


...- А бог, он что - в каждом человеке?
- Разумеется.
- Где же он в фюрере? В Геринге? Где он в Гиммлере?
- Вы задаете трудный вопрос. Мы же говорим с вами о природе человеческой. Разумеется, в каждом из этих негодяев можно найти следы падшего ангела. Но, к сожалению, вся их природа настолько подчинилась законам жестокости, необходимости, лжи, подлости, насилия, что практически там уже ничего и не осталось человеческого...

...- Если бы во мне наличествовало только божественное, я бы к вам не обратился. Не стал бы убегать, а принял бы смерть от эсэсовских палачей, подставил бы им вторую щеку, чтобы пробудить в них человека...
...- Что значит - подставить вторую щеку? Вы опять проецируете символическую притчу на реальную машину нацистского государства. Одно дело - подставить щеку в притче. Как я вам уже говорил, это притча совести человеческой. Другое дело - попасть в машину, которая не спрашивает у тебя, подставляешь ты вторую щеку или нет. Попасть в машину, которая в принципе, в идее своей лишена совести... Разумеется, с машиной, или с камнем на дороге, или со стеной, на которую ты натыкаешься, нечего общаться так, как ты общаешься с другим существом...

Ю. Семенов, "Семнадцать мгновений весны"



В общем, разница в ответах на вопрос (понятно, какой вопрос) закономерна. Понятное дело, хитрый мужик-журналист, не раз бывший собеседником Юрия Владимировича Андропова в его кабинете на Лубянке, не то что на этот - на любой вопрос ответит лучше, чем английская (с примесью ирландской крови?) писательница, решающая в своем романе генеральную задачу сплетения паутины розовато-голубовато-пенсионерско-подростковых интриг, в центре которой будут стоять четырнадцатилетняя девочка и мизантропическая пожилая сочинительница детективов. Далее, как справедливо выразился все тот же пастор Шлаг, "пастырю трудно идти против своей паствы". Английский приходской священник через 20 лет после несостоявшейся операции "Морской лев" может позволить себе порассуждать про "осознанное сострадание" - и то не ex cathedra, а на чьей-то кухне и нарываясь при этом на то, что "паства", и так не бог весть какого о нем мнения (Слушать, как эти исполненные грозной силы слова опошляются человеком, о котором ты знаешь, что он если даже и тверд в вере, то, во всяком случае, глуп, было бы совсем уж невыносимо), начинает в ответ ерепениться. Другое дело - немецкий приходской священник весны 1945 года, даже если в отличие от Шлага он и не был в гестапо... Понятно ведь, что жить ему дальше именно с той частью паствы, которая, так сказать, уже не верит в окончательную победу, да и вообще, в отличие от фюрера, допускающего, что могут быть правы одновременно и Гёрбигер и Бендер, ему и самому для себя желательно придерживаться "связной концепции мира". Вывести людей, в отношениях с которыми категории религиозной этики явно неприменимы ввиду рьяного отторжения ими, по сути дела, любой этики, вообще за пределы поля действия этих категорий, просто назвать их не то нелюдью, не то машинами - для поддержания "связной концепции мира" очень правильно!
Subscribe

  • Казните меня, люди православные,

    за то что не знаю ссылку В.В.Струве в статье 1928 г. (Struwe W. Zur Geschichte Ägyptens der Spätzeit // Известия АН СССР. 7 серия. Отд. гум. наук.…

  • Закономерное

    Заслуженная оценка высокого профессионализма моего критика, за которую я не могу не быть признателен:…

  • "Их (=наши (: ) нравы"

    Некоторое непродолжительное время назад в Живом журнале banshur69 состоялся следующий обмен мнениями. Хозяин ЖЖ по впечатлениям от…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments