joy_for_ever (joy_for_ever) wrote,
joy_for_ever
joy_for_ever

Categories:

Венецианские форпосты и "деконструкция"

Тут последний пост юзера sehurni про У МОРУ (кстати, жаль, что подзамочный - он имеет вполне себе общегуманитарное значение) навел на меня преждевременное мемуарное настроение. Дело в том, что два из трех моих выступлений на заграничных конференциях были, в сущности, выступлениями в защиту здравого смысла. В Варшаве дело прошло гладко: я даже позволил себе развлекаться (To go to Ethiopia must have been thought as natural for Amenophis of the story as for Churchill to go to Canada in the event of successful 'Operation Seelöwe'...), и Ласло Тёрек, от которого я защищал здравый смысл по конкретному сюжету моего доклада, в сущности, не сопротивлялся. Существенно иначе дело было в 2004 году на Родосе. Вообще это были удивительно приятные дни - с ощущением странного сочетания совершенно весенней погоды в начале декабря с таким же, если не более ранним, чем у нас в это время, наступлением темноты, - наверное, это ощущение бывает в декабре во всех экс-венецианских форпостах в Средиземноморье, будь то Родос, Далмация или сама их метрополия на сваях... Не менее яркое ощущение - это когда после моего доклада, посвященного объяснению, что по поводу фрагмента одного иероглифического текста 311 г. до н.э. правильно думали в конце XIX века, в начале ХХ-го не думали вовсе, а с середины ХХ-го занялись, как деликатно выразился sehurni, "деконструкцией" (только братья-египтологи таких терминов не употребляют и даже не знают - для них это уже примерно как раз с середины ХХ века "не отсутствие ума, а такой ум"), пошли именно что "деконструктивные" исторически (хотя внешне и "конструктивные" филологически) возражения людей, имена которых я знал уже около десяти лет и иначе, как с пиететом, не произносил. Отвечать на каждую отдельную реплику было бы бессмысленно и бестактно - тем более что регламент я и так перебрал во время доклада. Пришлось ответствовать в самом конце несколькими фразами, последняя из коих была в том смысле, что рассмотренные мной фрагменты источника могут быть интерпретированы разными способами по отдельности - но вероятность того, что все они одновременно могут быть интерпретированы иначе, чем предлагалось с самого начала, еще в XIX веке, и предлагается теперь мной, практически нулевая. Суждение присутствовавшего при сей баталии юзера wiradhe: 'An effective counteroffensive', - можно было бы считать по-товарищески небеспристрастным, если бы не сходное, в общем, высказывание бывшего там на правах патриарха - не "слегка злокозненного", но и не добродушного - Кеннета Китчена.

Нельзя сказать, что та защита здравого смысла вполне удалась, но она и не сорвалась (как говорил славный Буш в "Даре", "теперь эта Вещь выйдет и па-немецки!"). На самом деле, такие акты защиты здравого смысла за рубежами отечества имеют одну позитивную сторону: они не переходят в сферу личных отношений. О том, что "деконструкция" сказалась на Спэлинджере и Ритнере (а она сказалась!), можно сожалеть, - но от этого не стало неприемлемым сразу все, что сохранилось о них в памяти, и, главное, не стали неприемлемыми или не принимающими и не забывающими возражений они сами! Не знаю, как по этой части с госпожой Морой, - не исключено, что и с ней можно было бы тоже вполне по-человечески иметь дело, выведя за скобки то, по поводу чего невозможно придти к согласию (если это, конечно, не 99% ее "вклада в науку"!). Зато знаю наперед, как было бы с отечественными академическими братьями-египтологами - и, честно говоря, искренне рад, что до сих пор был избавлен от того, чтобы целенаправленно и прилюдно сокрушать ex cathedra "деконструкцию" в ком-то из них, отношениями с кем я по-настоящему дорожил бы. Уж после родосского сопротивления "деконструкции", персонифицированной в людях столь достойных, пропускать "деконструктивные" соображения братьев было бы и вовсе излишне - причем отечественного разлива "деконструкцию" достаточно просто именно что сокрушить; однако реакция, пожалуй, 80% из них на это была бы такова, что прилагать post factum усилия к сохранению отношений, вплоть до взаимных извинений по форме высказываний ("деконструкция" "деконструкцией", а не отвечать на хамство, причем адекватно ему, увы, тоже не стоит), пришлось бы обеим задействованным сторонам... Только хрен академические братья-египтологи стали бы возбуждать в себе такие человечные взаимные порывы, особенно post factum: на сегодняшний день я знаю только двух среди них, у кого они точно не проходят по ведомству "махания кулаками после драки"; и один из этих двоих предпочитает жить на расстоянии пары-тройки тысяч километров от обеих академических столиц...
Subscribe

  • "Их (=наши (: ) нравы"

    Некоторое непродолжительное время назад в Живом журнале banshur69 состоялся следующий обмен мнениями. Хозяин ЖЖ по впечатлениям от…

  • Казните меня, люди православные,

    за то что не знаю ссылку В.В.Струве в статье 1928 г. (Struwe W. Zur Geschichte Ägyptens der Spätzeit // Известия АН СССР. 7 серия. Отд. гум. наук.…

  • Закономерное

    Заслуженная оценка высокого профессионализма моего критика, за которую я не могу не быть признателен:…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment